7. Виды русского народного танца

Классификация и определение видов русского народного танца предполагает не исполнение танцев по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Вот некоторые из них.

Хоровод

Хоровод был распространен по всей России, и каждая область вносила что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполнялись в медленном, среднем и быстрых темпах. Основой хоровода являлось совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично были связаны между собой. Хоровод объединял и собирал большое количество участников.

Хороводы имели культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держались, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держались, а двигались друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда шли парами.

В различных районах России существовали свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявлялись и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые шел хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывалось и разнообразие в костюмах.

Орнаментальные хороводы

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод не было конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это -орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходили кругами, рядами, заплетали из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывали и передавали содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего было связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличались более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов был очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня» и т. д.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носили название – «фигурные», «узорные», «кружевные». Эти хороводы отличались строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоял лишь из нескольких фигур, которые органично переходили, переливались, перестраивались из одной в другую.

Игровые хороводы

Игровой хоровод – это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создавали различные образы и характеры героев. В игровых хороводах главным являлось - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержалось в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входил платочек, лента, венок и т.д. Эти предметы иногда служили и символами. Так венок символизировал брачный союз, платочек заменял подушку, перину и т.д. В таких хороводах мог выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделялось несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения был намного проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строились по кругу, линиями, парами. В центре круга происходило действие, разыгрывался сюжет. В линейном построении хороводов участники были поделены на две группы, которые вели своеобразный диалог. Существовали определенные группы песен, требующие либо обязательного линейного построения, либо именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретали артистические способности участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно было выражать различные состояния человека. Пляска состояла из ряда отдельных движений - элементов, которые отличались характерной манерой исполнения, имела русский национальный колорит. Каждые движения в пляске были наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивалось за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски были очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска давала возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могли участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски были характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски - величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполнялась живо, с задором. В каждой пляске было свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски являлась индивидуальная импровизация. Пляска отличалась от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска давала возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.

Пляска могла идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

Виды пляски

Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» - архангельская область, « Гусачок» - Смоленская область, «Тимоня» - Курская область, «Шестера» - Урал, «Карачанка» - Саратовская область. Все фигуры пляса были круговые: исполняюлись против часовой стрелки [4].