Генрих Гейне (1797-1856). Сборник «Книга песен» В творчестве Г. Гейне в большей степени, чем в произведениях Гофмана, отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Величие Гейне-художника заключается в том, что творческую одаренность он сочетал с широтой общественного кругозора. Объявляя себя приверженцем «вольной песни романтизма», он давал трезвую аналитическую оценку своему времени, в своем творчестве отражал важнейшие его закономерности. Поэтическое дарование Гейне формируется в студенческие годы. Периодизация творчества. I. 1816 – 1831 годы – до эмиграции в Париж. Становление романтического метода преимущественно в лирике и отчасти в художественной прозе. II. 1831 – 1839 годы – до книги «Людвиг Берне». Развитие и углубление общественно-политической публицистики. III. 1839-1848 годы – расцвет политической лирики, новые темы в публицистике («Лютеция»). IV. 1848 – 1856 годы – послереволюционное творчество, обусловившее новые мотивы и идейно-эстетические устремления в деятельности поэта. Будучи студентом в Бонне, где он пользовался благосклонным вниманием А.В. Шлегеля, который помог ему в овладении метрикой немецкого стиха, Гейне пишет небольшую статью «Романтика» (1820), ставшую эстетической программой начинающего поэта, в которой он раскрывает свое понимание романтизма. Оставаясь приверженцем романтизма, он не приемлет его туманность и расплывчатость и считает, что «образы, которыми надлежит вызывать подлинные романтические чувства, должны быть столь же прозрачны и столь же четко очерчены, что и образы пластической поэзии». С не меньшей решительностью он отвергает и всякие попытки упрочить влияние средневековых христианско-рыцарских норм на литературу. Свой эстетический идеал автор статьи тесно связывает с представлениями о гражданских свободах в Германии, которые больше существовали в его мечтах, чем в действительности. В «Книге песен» (1816-1827) отразился процесс создания общественного сознания поэта, формирования его творческого метода. Важнейшие черты лирики – исповедальность и автобиографизм. Исповедальность может трактоваться как стремление автора к самовыражению, самообнажению своего «я», раскрытие интимной связи поэта с миром истории и культуры. Вследствие этого формируется субъективный мирообраз, который лежит в основе лирики Гейне. Автобиографизм означает не только особую значимость фактов реальной жизни автора, но и ставит знак равенства между историей жизни отдельной личности и историей человечества. Лирическое «я» поэта перетекает в «я» всего человечества. Опираясь на наиболее жизненные традиции раннего романтизма, связанные с фольклорной поэзией и с лирикой Гете, Гейне сохраняет в «Книге песен» основы романтического мировосприятия. Для него остается в силе один из основополагающих романтических принципов – антитеза «я» и «не-я». Любовь является первоосновой бытия, но эта первооснова выступает у поэта как некая надличностная, роковая сила, которой подчинен каждый человек. Вместе с тем Гейне внес в романтическую лирику совершенно новые элементы в расширении тематического диапазона, в трактовке традиционных тем романтиков (любовь, природа), в идейно-эстетическом осмыслении фольклора и, наконец, в самой художественной манере. «Книга песен» состоит из нескольких стихотворных циклов: «Юношеские страдания» (1816-1821; в этот цикл входят следующие группы стихотворений: «Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты»); «Лирическое интермеццо» (1822-1823); «Опять на родине» (1823-1824); «Путешествие по Гарцу» (1824); «Северное море» (1825-1826). При существующих художественных различиях этих циклов они представляют собой идейно-стилевое единство, раскрывающее формирование и развитие личности поэта. В «Юношеских страданиях» особенно остро звучит боль неразделенной любви поэта к кузине Амалии. Отвергнутое чувство становится источником резкого конфликта поэта с действительностью, которая и воспринимается им преимущественно через призму своей сердечной драмы. Этот узкий эмоциональный аспект приобретает порой довольно четкие социальные контуры («Мне снился франтик – вылощен, наряден...»), тема отвергнутой любви конкретизируется – любимая отдает предпочтение богатому. Лирический герой живет одновременно в трех мирах, в трех поэтических пространствах. С одной стороны, это реальный мир, с другой – мир сновидений, а третья реальность – мир призраков, теней. Ведущий мотив – мотив свадьбы возлюбленной и соперника. Уже в этом цикле намечается синтез литературной и народной поэзии. В основном этот синтез представлен в жанровой системе. Жанры сновидения и сонета вписываются в традицию немецкой и мировой поэзии, а жанры песни и романса раскрывают народные истоки творчества. Наибольшую близость к традиционному поэтическому миру романтиков Гейне обнаруживает в «Сновидениях». Он широко использует фантастику, выражая через нее свое ощущение враждебной ему действительности. Но земная реальность ощутимо дает себя знать и в фантастических видениях Гейне, в которых постоянно проступает реальный поэтический образ любимой, конкретный земной идеал. В более спокойных и светлых тонах выдержаны «Песни» и «Романсы». В «Романсах» Гейне активно разрабатывает новый для него жанр баллады. Среди юношеских баллад Гейне следует прежде всего отметить стихотворения «Гренадеры» и «Валтасар». В них ощущается поступь времени, поступь истории. Во Францию два гренадера Из русского плена брели, И оба душой приуныли, Дойдя до немецкой земли. Придется им – слышат – увидеть В позоре родную страну… И храброе войско разбито, И сам император в плену! Основная идея баллады «Валтасар» – обреченность тиранов и неизбежность их гибели. Наиболее характерными для романтической любовной лирики поэта являются циклы «Лирическое интермеццо» и «Опять на родине». В этих циклах четко определяются принципы восприятия песенного фольклора в лирике Гейне, в значительной степени обусловившие характер новаторства его «Книги песен». В «Лирическом интермеццо» и в цикле «Опять на родине» развивается та же тема неразделенной любви. Болезненная тоска ранних стихов наполняется просветленной печалью, мягкой грустью отвергнутого чувства. «Интермеццо» имеет композиционную структуру романа: завязка, развитие действия и развязка, что в переводе на язык лирического цикла становится возникновением, изменой и утратой любви. Причем утрата воспринимается как общечеловеческая драма. Открывается «Интермеццо» стихотворением «Чудесным светлым майским днем...», в котором поэт непритязательно и правдиво рассказывает о зарождении своей любви, радуясь пробуждающейся весне. В стихотворении «На севере диком стоит одиноко», переведенном М.Ю. Лермонтовым, лирический герой отличается интеллектуальной и чувственной обостренностью. Поэтический цикл «Опять на родине» можно назвать романом о любви в стихах. В то же время это роман-путешествие, роман-странствие. В путешествии герой ищет преодоление своей реальной драмы. Лирический герой и мир лишены внутренней целостности, они раскрываются в многочисленных нюансах и противоречиях. В каждом стихотворении Гейне пытается запечатлеть какой-нибудь момент любви. В цикл входит одно из лучших стихотворений раннего Гейне – его знаменитая баллада «Лорелея», популярность которой была настолько велика, что она стала народной песней. Создателем легенды о Лорелее является поэт-романтик Брентано, у которого Лорелеей называлась скала и юная красавица, губящая гребцов своим пением. Стихотворение Гейне завершает развитие мифа о Лорелее. Она воплощает власть искусства (музыки и пения) над человеком. Любовь, искусство, природа – разрушительные силы, причиняющие ему гибель. В балладе Гейне эпическое повествовательное начало дается не столько через изображение действия, сколько через поэтический образ, через поэтическое описание: златовласая красавица на фоне вечернего неба, над величественно живописным Рейном, в закатном золоте солнца. Там девушка, песнь распевая, Сидит высоко над водой, Одежда на ней золотая, И гребень в руке – золотой.
И кос ее золото вьется, И чешет их гребнем она, И песня волшебная льется, Так странно сильна и нежна. Содержание баллады лирично – оно не в развитии действия, а в выражении чувства, в трагическом порыве гребца, который зачарован красотой Лорелеи и обречен на смерть. В циклах «Лирическое интермеццо» и «Опять на родине» Гейне наиболее полно воплощает свой идеал «пластической поэзии», прославляя земную любовь во всем реальном жизненном обаянии. Естественно, что рассказ об отвергнутой любви порождает темы страданий, одиночества, разлуки в «Интермеццо», возникает трагический образ двойника (№ 20 «Опять на родине»). Двойник мой неведомый, брат мой кровный, Чего ты ждешь, не зная сна, Измученный тоской любовной, Как я в былые времена? Для романтика Гейне природа становится тем необходимым аспектом мироздания, роль которого определяется руссоистской концепцией единения с ним человека, противопоставления естественной простоты природы растлевающей городской цивилизации. По своеобразию своей творческой манеры несколько обособленное место в «Книге песен» занимают два ее последних цикла под общим названием «Северное море» (1825—1826), представляющие собой своеобразный синтез возвышенно-патетических интонаций с повествовательно-разговорными, ироническими. Цикл имеет реальную биографическую направленность: лето 1825 и 1826 годов Гейне проводил на острове в Северном море. Его впечатления от этого – лирический сюжет цикла. Центральное место занимают описания картин природы и философская рефлексия героя. Ритмы свободного стиха оказались здесь наиболее соответствующими стремлению поэта передать глубокое ощущение грандиозного величия и своеобразия моря, его необузданную силу и мощь. Тема любви в этих циклах теряет свою прежнюю драматическую напряженность, она уже и не определяет идейно-смысловой характер цикла, становясь лишь одним из его периферийных мотивов. Нетрудно заметить, что в стихотворениях цикла «Северное море» («Ночь на берегу», «Морское видение», «Мир» и др.) патетическая приподнятость часто органически сочетается с иронической манерой, ставшей неотъемлемой чертой творческого почерка Гейне в «Лирическом интермеццо» и «Опять на родине». Художественная проза Гейне 20-х годов – «Путевые картины» (1824 – 1830) – отразила новые существенные моменты в развитии его мировоззрения и творческого таланта. Острее и шире, нежели в «Книге песен», ставятся здесь социально-политические проблемы. Гейне сознательно избирает прозу как жанр, дававший ему возможность шире охватить явления общественной жизни. «Путешествие по Гарцу» – оригинальная проза, в которой переплетаются музыка и публицистика. «Путешествие», написанное в форме путевых очерков, положило начало многим лирико-публицистическим произведениям. Основное значение сборника «Книга песен» в том, что он представляет собой энциклопедию романтических образов, чувств, сюжетов, описаний. Сборник носит во многом переходный характер. В нем отражается движение Гейне от романтического изображения страстей к углублению психологического анализа и социальной проблематики. Сборник как бы подводит итог романтическому этапу творчества Гейне и открывает путь к реалистической поэтике. |