Язык программирования Турбо Паскаль |
Идентификаторами ТП называют произвольный набор символов. Требования к идентификаторам:
Примечание. {+} – обязательная часть программы, {±} – необязательная часть программы.
Рассмотрим основные части программы
3.1. Uses – подключение внешних библиотек для расширения в программе набора доступных операторов.
Пример: Uses DOS, Crt, Graph, Printer; { Подключение четырех стандартных модулей: DOS – использование в программе команд операционной системы. Crt – расширение возможностей ввода-вывода, использование звукового генератора. Graph – подключение графических процедур и функций. Printer – легкий доступ к печати.}
Пример. Следующая программа обеспечивает реализацию легкого доступа к печати. UsesPrinter; { подключение модуля} begin Write(‘привет’); { выводится на экран слово "привет"} Write(lst,‘привет’); { выводится на принтер слово "привет"} end.
3.2. Const (константы). В этом разделе описания идентификаторам задаются значения, которые не меняются при выполнении программы.
Пример. Const a=4; {численная константа} b=’A’; {символьная константа } s=’ABBA’; {строковая константа } b1=false; {логическая константа } M:array[1..4] of integer=(1,5,6,7); {массив констант }.
3.3. Type (тип данных) определяет множество допустимых значений, которые принимает идентификатор и множество операций, которые с ним можно производить. На рисунке приведены основные типы данных языка Турбо Паскаль.
Типы данных, которые далее будут использованы при написании программ, рассмотрим подробнее.
Простые типы
3.3.1 Численные типы
3.3.2. Символьные переменные - char Значениями символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0…255.
3.3.3. Логические переменные - boolean Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант (False – ложь, True – истина).
Сложные типы
3.3.4. Массивы- array. Тип данных Массив позволяет одному идентификатору задать несколько значений, которые отличаются порядковым номером. Номер элемента массива указывается после идентификатора в квадратных скобках {M[5] – пятый элемент массива М}. При описании массива указывается диапазон номеров элементов массива и тип, к которому относится каждый его элемент. Массивы могут быть одно-, двух- и многомерными.
Пример описания и заполнения элементов массива. Var {описание массивов} M: array [1..5] of integer; {одномерный массив М с номерами элементов от 1 до 5, состоящий из целых чисел} M1: array [2..3,11..15] of char; {двумерный массив М1 с номерами строк от 2 до 3, с номерами столбцов от 11 до 15, состоящий из символов} Begin {заполнение массива} М[2]:=100; {второму элементу численного массива М присвоено значение 100} М1[2,3]:=’d’; {элементу второй строки и третьего столбца символьного двухмерного массива М1 присвоено значение ’d’} End.
3.3.5. Строковые переменные – string. Переменные строкового типа состоят из нескольких символов.
Пример. Var s:string; {описание идентификатора s как строковую переменную} Begin s:=’Привет’; {задание значения строковой переменной} Writeln(s); {распечатка на экране слова "Привет"} end.
3.4. Var (Переменные). Все идентификаторы, используемые в программе, должны быть описаны. Описать идентификатор - указать тип данных, к которому он относится.
Пример. Var x,y:real; {идентификаторы x,y - переменные реального типа} i,j,k:integer; { идентификаторы i,j,k – переменные целого типа } M:array [1..4] of char; { M - одномерный символьный массив из 4 элементов} M1:array [1..3,1..4] of byte; { M1 двухмерный массив из 12 элементовцелого типа} Type re=real; { описание нового типа: идентификатор re - реальный тип} Var z:re; {идентификатор z – переменная типа re, то есть реального типа} {Четыре последние строки примера можно заменить следующим образом: Var z:real;}
3.5. Основная программа Основная программа, как правило, состоит из трех частей:
Рассмотрим эти части более подробно.
3.5.1. Ввод исходных данных. Варианты ввода исходной информации покажем на примерах:
3.5.2.Расчет. Основные математические соотношения и операции Турбо Паскаль:
Стандартные функции Турбо Паскаля
{ - вычисление логарифма по произвольному основанию} {xa=exp(a*ln(x)) - возведение в степень}
{tg(x) = sin(x)/cos(x) - вычисление тангенса} {ctg(x) = cos(x)/sin(x) - вычисление котангенса}
Стандартные процедуры
Константы Pi{число π = 3.14…}
3.5.3. Вывод результатов
Технология программирования Включает пять технологических операций (этапов):
При разработке программ будем последовательно выполнять технологические этапы программирования, для наглядности помещая их в таблицу.
Пример. Определить площадь круга. Этапы разработки программы сведены в таблицу. Таблица
Структурное программирование Структурное программирование – это стиль программирования, позволяющий разрабатывать хорошо структурированные программы. Основные положения структурного программирования:
Таблица Основные типы структур и примеры их изображения на структограммах
|
Created by miii. All right reserved © 2002-2003 |
Среда Турбо Паскаля загружается файлом turbo.exe.
Главное меню ТП содержит оглавление дополнительных меню:
- вспомогательные действия.
File(файл) – действие с файлами.
Edit (редактировать) – редактирование файлов.
Search (искать) – поиск.
Run (работа) –прогон программы.
Compile (компиляция) – компиляция программы.
Debug ( отладка) – отладка программы.
Options (варианты) – установка параметров среды.
Windows (окно) – работа с окнами.
Help (помощь) –обращение к справочной службе.
Выбор пункта главного меню приводит к появлению дополнительного меню, вид и назначение которого для каждой клавиши рассмотрены ниже на примере версии Турбо Паскаля 6.0.
Вспомогательные действия
About |
Версия о Паскале |
Refresh display |
Восстановление экрана |
Clear Desktop |
Очистка экрана |
File (файл) – действие с файлами;
OpenF3 |
Открыть файл {A:\LB1} |
New |
Новый файл |
SaveF2 |
Сохранение |
Save as … |
Сохранить как |
Save all |
Записать всё |
Change dir |
Изменение директории |
|
Распечатывает файл из активного окна |
Get into |
Получение информации |
Dos shell |
Временный выход в DOS (из Turbo Pascal) |
Exit Alt-X |
Выход из Turbo Pascal |
Edit – редактирование
Restore Line |
Восстановление строки |
CutShift+Del |
Удаление выделенного блока из окна в буфер |
Copy Ctrl-Ins |
Копирование выделенного блока из окна в буфер |
Paste Shift-Ins |
Копирование буфера в окно редактирования |
Copy Examples |
Копирование примера |
Clear Ctrl-Del |
Удаление выделенного блока |
Search - поиск
Find |
Найти |
Replace |
Заменить |
Search again |
Повторить поиск |
Go to line number |
Искать линию с номером |
Find procedure |
Поиск процедуры |
Find Error |
Поиск ошибки |
Run – работа
Run Ctrl+F9 |
Запуск программы |
Program Reset |
Прекращение отладки |
Go to cursor |
Начало режима отладки |
Trace into F7 |
Режим отладки сначала |
Step over F8 |
Следующий шаг |
Parameters |
Параметры |
Compile – компиляция
CompileAlt+F9 |
Создание exeфайла |
MakeF9 |
Перекомпиляция измененных файлов |
Build |
Перекомпиляция всех файлов |
Destination |
Путь компиляции |
Primary File |
Имя компилируемого файла |
Debug – отладка
Evaluate/Modify Ctrl+F4 |
Оценка модификации |
Watches |
Наблюдение |
Toggle Break Point Ctrl+F8 |
Установка контрольной точки |
Break points |
Контрольные точки |
Options – Опции
Compiler |
Компилятор |
Memory size |
Размер памяти |
Linker |
Редактор связи |
Debugger |
Отладка |
Directories |
Директории |
Environment |
Окружающая среда |
Save options |
Запись опций |
Retrieve |
Загрузка опций |
Windows – окна
Size/Move |
Размер и положение окна на экране |
ZoomF5 |
Распахнуть |
Title |
Черепица |
Cascade |
Каскад |
Next F6 |
Следующее окно |
Previous Shift+F6 |
Предыдущее окно |
CloseAlt+F3 |
Закрыть |
Watch |
Окно наблюдения |
Register |
Регистр |
Output |
Выходное окно |
Call stack |
Показать список |
User screenAlt+ F5 |
Окно пользователя |
List |
Посмотреть содержимое экрана |
Help – помощь
Contents |
Содержание |
IndexSheft+F1 |
Алфавитный список |
Topic Search Ctrl+F1 |
Поиск в окрестностях курсора |
Previous Topic Alt+F1 |
Предыдущее сообщение |
Редактирование файла
Для корректировки файла в редакторе ТП зарезервированы следующие комбинации клавиш: